Yerba Mate Trip 2012

Аватар пользователя матеман

Рассказ о увлекательном летнем путешествии активистов украинского Матефорума в Карпаты. Отложив на время, матеады в асфальтовом аду знойных мегаполисов, четверо отважных матеманов(россиянин Se1art, украинцы Cebador, Vazamak и SdvigMate), пренебрегнув услугами проводников и экскурсоводов бросили вызов карпатским горам...

День первый - Бухтивец

После высадки в Пасечном, определившись с маршрутом и сфотографировавшись на старте, мы направились вдоль реки Бухтивец к местной достопримечательности - Бухтивецкому водопаду.

По мере продвижения пришлось неоднократно пересекать эту речку, разуваясь и перепрыгивая с камня на камень с тяжеленными рюкзаками Когда нам это надоело, вышли в село Буковое и пошли просёлочной дорогой - менее романтично, зато "надёжно и практично".

Во время этих форсажей случился неприятный инцидент: Se1art подскользнулся, и всем весом брутто (вместе с экипировкой и рюкзаком в смысле) рухнул на свой фотик... Настроение немного упало, т.к. это был единственный фиксатор событий более-менее сносного качества. Но как выяснилось позднее, расстраивались мы напрасно, ибо китайцы-корейцы рулят (здесь место рекламы для фирмы S.....G ) и техника их "не пальцем делана" - фотоаппарат таки ожил и трудился все оставшиеся дни нам на радость.

В первый день в низовьях гор, нас "прессовало" немилосердно, и мы были счастливы, спустя несколько часов коротких перебежек с привалами, добраться наконец к месту назначения, повергшему нас в немой восторг.

Бухтивецкий водопад, высотой чуть более 10 метров, смотрелся величественно и чарующе - шум воды, свежесть и прохлада вмиг сняли всю усталость - и мы понеслись вниз набирать воду и фотографироваться.

Налюбовавшись чудом природы, сделав много красочных фото и вдоволь наевшись черники - мы засели на теререпитие в сооружённой чьими-то заботливыми руками, беседке, стоявшей вместе с двумя столиками, на площадке близ водопада (далее по тексту - "беседки" ). С этими беседками связаны наши первые неоднозначные, но несомненно весёлые впечатления Когда мы напились терере из Тарагуя, заправленного свежей бухтивецкой водичкой в тандеме с оазисовской Тостадой и были полны сил и готовы продолжить маршрут, внезапно пошёл дождь и внёс коррективы в наши планы. Было решено оставаться на ночлег прямо здесь.

Пока шёл дождь, мы стаскивали отовсюду пригодные для дров ветки, а Vazamak колол орехи для "холодных перекусов" в пути. Позже, мы к своему удивлению убедились, что скорлупа от грецких орехов горит не хуже угля и даёт приличный жар. Благодаря этому, а также тому, что место для костра было под крышей - мы без особых проблем развели огонь и приготовили поесть.

"Веселуха" началась, когда мы уже поужинали, поставили палатки и приготовились спать - в "беседки" внезапно спустилась шумная компания местной молодёжи и устроилась в 20 метрах от нас квасить водку. Благодаря мудрости нашего камрада, оказавшего им дружескую помощь в сборке палатки - нас не беспокоили и относились уважительно, называя Vazamak'a "вуйком" Это обращение местных жителей по отношению к мужчине старшего возраста сродни испанскому "дону"wink!
Тем не менее спать как-то не хотелось и заснуть удалось только под утро, когда гастролёры угомонились и упаковались в палатку
Сделали вывод - стоять на оборудованных ночлежках "чревато", а стало быть впредь будем искать места вдали от признаков цивилизации...

День второй - Yerba-речка

Вобщем, как все догадались из предыдущего повествования - мы решили выспаться с дороги, так как в первую ночь нам толком это не удалось - но да и ладно, заправились с утра Costa Norte на очень вкусной бухтивецкой водичке c "завтраком yerba-туриста" (с) Vazamak и решили навёрстывать упущенное расстояние, сократив маршрут не в обход, а прямиком через хребет, чтобы попасть на Манявский водопад ещё до обеда и насладиться тамошней природой с обильным мате-возлиянием.

Vazamak "повтыкав" в карту, а потом на компас, затем снова в карту по-ленински ткнул рукой в сторону ближайшей вершины и изрёк: "вобщем...это туда, товарищи", точнее "куда-то туда"...ну или "идёмте туда, а там разберёмся".

Поскольку в картах никто из нас толком не шарил - то решение утвердили единогласно и пошли "строго по азимуту" в северо-западном направлении Сначала шли по дороге и, несмотря на моросивший мелкий дождик, продвигались довольно бодро...но дальше дорога всё больше сужалась и всё круче шла в гору, в итоге превратившись в едва-заметную тропку...которая в конце-концов растворилась в лесной чащобе.

Осознав, что мы "слегка сбились с пути" полезли за чудом заморской техники: GPS-навигатором Se1art'a и после 10-минутного брейн-шторма по ориентированию на местности, таки выяснили, что идём немного не туда, точнее совсем не туда - и нам надо повернуть направо (кажется на юго-восток) и пересекать впоперек гористый рельеф с ущельями мелких речушек, которых там тарагуева куча ... короче, пыхтя с 20-30 килограммовыми рюкзаками, мы с горем пополам преодолели один спуск-подъём через ущелье, но на втором, куда более крутом, половина нашего "yerba-батальона" бойкотировала командный дух и придя к единому мнению: "мы имели ввиду туда лезть" убедила вторую половину идти по дну ущелья, вдоль русла реки чтобы "куда-нибудь да выйти".

Благодаря такому "замечательному стечению обстоятельств", наш маршрут усложнился до экстремальной отметки и сопровождался проходом по скользким камням, переползанием через поваленные деревья и продиранием через заросли крапивы и ежевики (что в шортах и сандалиях на босу ногу было ооочень непросто ).

Пропетляв по руслу реки с полтора километра мы были наконец вознаграждены тем, что вышли на место слияния двух рек, одна из которых стекала по каменистым ступеням горных пород, впадая в наше русло. Место сие было необычайно красиво, к тому же под ногами текла свежая и очень вкусная (как мы выяснили позднее) горная река, а утренний йерба-заряд постепенно приближался к нулю - это убедило нас сделать 45-минутный привал на терере-питие.

Трудно однозначно сказать что именно повлияло: то ли усталость и йерба-голод, то ли удивительно вкусная и холодная вода из речки, то ли свежие травы, которые мы собрали по дороге...а может всё вместе, но терере из Taragui Hierbas Serrantas(Тарагуй с горными травами апдейтился местными травами: зверобоем, чебрецом и мятой ), равно как и с Hierbas del Oasis Tostada получился просто сказочно вкусным оставив неизгладимые впечатления у всех участников трипа(. Заправляли поронго мы прямо из реки, струившейся по камням водой, что добавило особенного колорита и ощущения абсолютной удовлетворённости от полной гармонии с природой.
(на фото SdvigMate заправляет калабас водой из yerba-речки)

Название своё yerba-речка получила после того, как мы, ополаскивая поронго, вытрусили йербу в воду и она красиво поплыла по течению, окрасив речку в буро-зеленоватый цвет (Пусть читатели не думают, что мы варвары-загрязнители природы: йерба как природный продукт хорошо дополнила листья, которыми устлано дно речушки, а неорганический мусор мы всю дорогу таскали с собой ).

После окончания сего действа нас долго преследовал йерба-жук, которого очевидно хорошо "зацепила наша трава", недвузначно намекая "дайте ещё!"...

Дальше речка расширялась засчёт впадающих в неё других ручьёв и речушек, пока не превратилась в полноценную реку - приток Бухтивца. Мы прошли ещё около километра по руслу, намочив ноги и рюкзаки - и вышли наконец в исходную точку утреннего маршрута, то есть "на беседки"Время на часах было около 17:00, вышли мы около 11:00, т.е. наш экстрим-тур по йерба-речке занял почти 6 часов...но пусть в меня кто-то бросит увесистым калабасом в мельхиоровой оправе, если кто-то из участников похода об этом пожалел.

Несмотря на море позитивных впечатлений от вылазки, все помнили горький опыт предыдущей ночи и "на беседках" ночевать никто не захотел, потому решили больше не экспериментировать, а найти размеченный тур.маршрут и идти строго по нему.

Благодаря Se1art'у мы его нашли - и поиграв в квест с идущими на встречу туристами мы окончательно определились с маршрутом и начали подъём на 980-метровый хребет Дил, а затем 1100м гору Бзынковачна, через которую пролягала дорога. С поправкой на то, что пошёл неслабый дождь, наши рюкзаки и экипировка намокли, а гудевшие от "экстрим-забега" ноги совсем не желали слушаться - этот "несложный", согласно описанию маршрута, подъём дался нам ох как непросто но, хвала Всевышнему, мы справились и пройдя через видовую полонину с указателями, двинулись в сторону Манявского водопада.

Осилив ещё несколько подъёмов и спусков, дважды сбившись с дороги и благодаря меткам вновь вернувшись на маршрут - мы к концу дня достигли цели и насладились прекрасными видами величественного 17-метрового водопада...

День третий - Манявский водопад, Скит

Коллективно решили накануне, что после блужданий по йерба-речке нужно немного отдохнуть у водопада и, возможно, к вечеру пойти дальше. Но хорошенько выспавшись и почувствовав прилив сил от утреннего матепития (да и терять день на "просто посиделки" как-то не хотелось), всё же надумали с Vazamak-ом совершить радиальную вылазку в Манявский скит (Cebador и SdvigMate остались в лагере, и, как выяснилось позже, вели интересные беседы). К слову говоря, погода в этот день была благосклонна к нашей затее.

Для начала чуть пофоткались снизу водопада и пошли, игнорируя метки, по течению р. Манява. Тем временем подъехал микроавтобус с цивильными туристами разных возрастов, которые бодро перепрыгивая с камня на камень направлялись к водопаду.

Несложная дорога шла по живописным местам и много раз пересекала речку, сначала пытались не намочить пятки и тоже прыгали по камням, но это быстро надоело и, как в детстве, задорно зашагали по бродам.Вот появились первые дома и в первом же магазине, расположенном в доме какого-то предприимчивого хозяина купили мороженое. О боги... такого вкусного пломбира я не ел с тех далёких советско-перестроечных времён, жаль, правда, не осталось фото обёртки!(Всё последующее опробованное мороженое было далеко "не то".)

Пока Vazamak выяснял у местного населения расписание автобусов и "как нам пройти в библиотеку" - скит (кстати, у местных понятие расстояния несколько абстрактное, заниженное), немного осмотрелся. Чёрт возьми, с первого взгляда обычная деревня, привычная жителю средней полосы России, но приглядеться и сразу замечаешь различия - где-то крыши домов из черепицы или под черепицу, католическое своеобразное кладбище соседствует с православным и т.д.

И вот поворот к скиту, уже видны купола, а на обочине мы видим католическую фигуру Иисуса - битва за умы однако! Сам скит располагается в удивительно спокойном и очень красивом месте и производит приятное впечатление чистотой и порядком. Скит недавно отреставрирован, где-то даже ещё не закончены росписи стен, но видно что работа идёт. А вот мы видим масонский глаз, может быть это на их средства проводится реставрация?  После скита мы отправились в трапезную неподалёку, где отведали бочоночного кагора и очень вкусного борща и стали собираться обратно к ребятам в лагерь.

День четвёртый - Горганы. "Зелёный Змий Тарагуй"

Итак, хорошенько выспавшись под шум Манявки и потрескивание догорающего костра, мы были готовы продолжить путь и твёрдо настроились покорять вершины, несмотря на двухдневное отставание от маршрута и натёртую ногу Вазамака. Наша цель - сердце Горган, хребет Чортка, с одноимённой вершиной - высотой 1257м.

Дорога по которой мы пришли на Манявский водопад была слишком крутой, чтобы подыматься по ней обратно - и ординарные туристы как правило обходят хребет с севера через пол.Малиновище, не подвергая себя излишним перегрузкам - но мы, как уже все наверное заметили, лёгких путей не искали...

Потому, разгрузив Вазамака на палатку, которая перекочевала в мой рюкзак , начали подъём по наклонной почти шестьдесят градусов Не без труда, вскарабкавшись обратно на Дил (набор высоты составил около 600м), мы вышли на полонину с указателями, где метки маршрута исчезли из поля зрения и наши мнения насчёт дальнейшего маршрута разделились: Vazamak предлагал продолжить подъём по хребту в сторону Комарникова Se1art саботировал это предложение и пошёл искать обходную дорогу снизу. Воспользовавшись паузой мы с SdvigMate окопались в ближайшем малиннике. Чуть позже к нам присоединились остальные участники экспедиции.

Подкрепившись ароматной лесной малиной и сфотографировавшись на фоне живописных пейзажей - решили идти маршрутом Se1art'a: всё-таки вниз не вверх , тем более что с его слов там были найдены метки - а без меток мы ж, как помните, ни шагу.

Метки действительно обнаружились, и сверив их с картой мы убедились, что идём в нужном направлении. Какой-то юморист решил маршрут на Чортку обозначить именно чёрными метками (для устрашения новичков, наверное). Пройдя около часа по маршруту мы вышли на небольшую полонину, которая располагалась чуть ниже Комарников. Vazamak не поленился сходить и убедиться, что его маршрут вёл в это же место, только с другой стороны, мы тем временем собирали травки на терере и щипали местами попадавшуюся чернику.

Дойдя до развилки дорог, где метки снова терялись - мы решили сделать терере-привал , а затем разделиться на группы для поиска меток. Первая задача требовала наличия воды, потому сначала мы со SdvigMate пошли в разные стороны искать источник или небольшую речку. SdvigMate нашёл воду быстрее, но мне выпала уникальная возможность прогуляться по сказочному, покрытому мохом лесу и отыскать природный источник под большим валуном.

Набрать воду в двухлитровую бутылку оказалось непростой задачей: я просидел почти 30 минут на карачках, цедя бегущую тонкой струйкой горганскую воду. Наградой за старания были освежающие глотки великолепнейшего терере из Тарагуя на горных травах (причём травы туда добавлялись ещё и собственноручно собранные: мята, ромашка, чебрец, зверобой)

А дальше началось самое интересное: приложившись как следует к поронго и исполнясь силы великой (где-то это уже было?) Остапа Себадора понесло "на подвиги ратные": решил я отыскать метки во что бы то ни стало и полез по узкой вертикальной тропинке прямо на хребет...

Тропинка становилась всё уже и уже...в конце-концов перейдя в буреломы и лесные хащи, но меня словно магнитом тянуло вверх и я царапался всё выше и выше. Наконец добравшись до вершины хребта и посмотрев вниз.... я, аки отец Фёдор, ужаснулся от увиденного и стремительно побежал в другую сторону, а точнее налево вдоль хребта. Пробежав метров 500 я увидел поросшую черникой полянку, где ягоды были величиной с китайскую вишню, а кусты подымалась почти по пояс!

Это не фантастика - это действительно горганская черника, местные её называют "яфира" - её не увидишь на рынках и в супермаркетах - карпатские "вуйки" собирают её высоко в горах, куда обычно не доходит нога "гринго-туриста". Отъевшись от пуза этой королевской черники - я обойдя поляну по периметру и убедившись, что спуска и меток там нет - почесал обратно и пройдя точку подъёма, двинулся дальше по хребту, теперь уже вправо. Не знаю сколько я прошёл может 3 километра, а может и все пять..но солнце неумолимо спускалось к горизонту, а явной дороги на спуск я так и не нашёл равно как и меток, но зато увидел незабываемые красоты горганских изломов (природные каменные россыпи, покрывающие вершину или склон хребта).

Прыгая по ним, как горный олень -- я продвигался дальше и дальше, ловя себя на мысли что возвращаться назад уже не столько лениво, сколько абсурдно с точки зрения потраченного времени...тропинка меж тем всё также тянулась тонкой змейкой, намекая что "вот-вот начнётся спуск", который то начинался...то внезапно заканчивался и переходил в новую вершину ....в конце-концов начало смеркаться, но хребет не кончался. Понимая, что дело швах, я решил позвонить...но телефоны не ловили ни одну сотовую сеть, тут то меня и прошибло холодным потом, что там внизу наверное меня обыскались камрады...а я заночую на этой "чортовой Чортке" без огня...еды....И ЙЕРБА МАТЕ!

Ужаленный этой мыслью, я как бешенный лось, спасающийся от погони - ринулся обратно, ломая елки и перелетая через огромные валуны...я не знаю сколько я бежал и каким чудом вообще не поломал ноги и не выколол себе глаза еловыми ветками, но добежав до того самого "ужасного" подъёма я буквально за 30 секунд скатился с него колобком, где чуть не сшиб с ног разыскивающего меня Вазамака.

Камрадам действительно было не до смеха и решив, что со мной что-то случилось, они разделились и отправились разыскивать меня по всем четырём направлениям. Вернувшись в лагерь я конечно, "посыпал голову тарагуем" и зарёкся уходить в радиалки дальше 20м от лагеря, кроме того взяв на себя обязательство дежурить по кухне все оставшиеся дни похода Это избавило меня от "тёмной в дремучем лесу" и йерба-голодовки, обещанной одноклубниками...

Уже через пару часов, греясь у костра и потягивая Косту, мы живо обсуждали подробности моей радиальной вылазки и смеялись над "чудесными свойствами" зелёного Тарагуя.

День пятый - Чортка, покорение вершин.

Утро началось барабанной дробью дождя по нашему тенту, вселяя совсем нерадужные перспективы Мате пить в таких условиях не представлялось возможным, а спать уже не получалось, поскольку время от времени приходилось сливать воду из образованных тонким тентом "пузырей", нависающих над головой Потому вместе с Селартом просматривали фотки предыдущих дней похода, поднимая таким образом себе настроение.

К счастью дождь вскоре перестал (как оказалось позже, ненадолго) - и выбравшись из "берлоги" мы замерли от удивительного зрелища: густой туман, гонимый солнцем, динамично клубился то сгущаясь, то рассеваясь, обнажал вершины хребта и окружавший нас дремучий непроглядный лес, пронизанный солнечными лучами - это создавало атмосферу настоящей сказки.

Совместными нелёгкими усилиями распалив огонь и приготовив завтрак, мы заправились Костой и Тостадой и решили прежде чем продолжить маршрут, сходить на "ягодную охоту"
Обширная черничная плантация находилась поблизости и хоть ягоды там были помельче, чем "славнозвісні горганські яфири" всё-же гораздо крупнее и вкуснее, чем обычно продают на рынках. Наевшись черники "от пуза" и собрав "кто сколько смог и куда хотел", мы решили завершить это дело позитивной фотосессией.

После черничного прорыва двинулись дальше вдоль хребта, путём который предложил Se1art. Путь оказался верным, т.к. вскоре увидели желанную "чёрную метку" (а без меток, как вы помните, мы же ни ногой ) и бодро зашагали дальше. Тем временем снова начал моросить дождик и по мере нашего продвижения вверх, он всё усиливался. Пропетляв по лесной чаще пару часов и чуть не сбившись с маршрута (расстояние между метками иногда превышало 500м), мы вышли на видовую полонину, где сделали небольшой привал и перекусили печеньем:

Последний набор высоты в 200м прошёл весьма ощутимо ввиду мокрой травы, утяжелившихся рюкзаков и местами натёртых ног , скрашивала ощущения только черника, которая чем выше тем становилась крупнее и отборнее В нескольких местах даже попалась слегка краснобокая, но ещё неспелая брусника. Преодолев последний крутой подъём мы наконец взобрались на жемчужину хребта - гору Чортка, высотой около 1300м, откуда насладились потрясающим видом горганских пейзажей.

Налюбовавшись вдоволь удивительной красотой Божьего творения, мы начали спуск вниз по хребту в сторону села Зелёного, тропинка шла довольно полого и ноги отдыхали после непростого подъёма. Здесь раскрылась поистине вся неописуемая красота Карпат и время от времени мы сбрасывали рюкзаки, чтобы запечатлеть "облака, плывущие под ногами".

Затем мы прошли пастуший загон (местные пастухи сгоняют стада на летний период в высокогорье, чтобы скотина окрепла и набрала вес) походу расспросив у них, где ближайшие населённые пункты, и хоть высокогорного молока нам отведать не удалось, общение с людьми вселило уверенность, что мы на верном пути

Дальше череда бесконечных спусков-подъёмов, переход через выжженый лес (жутковатое место, однако ), ещё один загон скота, привал на "обед-ужин" и лёгкое теререпитие, а после продолжительный сброс высоты в сторону речки Быстрица, на побережье которой и располагась симпатичное село Зелена (Зелёное). Отыскав подходящее место для стоянки, мы разбили лагерь и подготовились к давно ожидаемому событию - неофициальному выездному заседанию Клуба.

На "закрытии лагеря" было много ярких моментов: и живой обмен впечатлениями, песни и анекдоты и припасённые по случаю сладости, смягчавшие ядрёный вкус "выдержанного" Крауса (селекции 2008-го) и конечно же Коста, Тостада и Риос ну и немножко Тарагуя, куда ж без него...

Рассказывая друг-другу весёлые истории из матеманской жизни, наблюдая за потрескиванием дров в костре и любуясь звёздным небом, мы провожали последнюю ночь в Карпатах.