Roda de Tereré: Аргентина, Бразилия, Парагвай

Аватар пользователя матеман

 

Аргентина:

Принято считать, что в Аргентине культура пития холодного йерба мате распостранена не так широко, как, например, у ее северных соседей. Речь, конечно же, о Бразилии, Уругвае, но прежде всего Парагвае. Возможно, это и было бы, на сто процентов справедливым утверждением, если бы не две причины: летние погодные условия северо-востока Аргентины(в Чако, Формозе и даже помешанных на "горячей традиции" Мисьонесе и Корриентесе) и наконец главное - интерпретация социального культа(Йерба Мате), в молодежной среде крупных аргентинских городов( в большей степени это касается Кордобы).

Классический вариант "аргентинского" терере, мало, а то и вовсе ни чем, не отличается от парагвайского или бразильского. Холодная вода, лед, лимон и набор душистых трав.В ход идут разновидности мяты, вербена, буррито, конский хвост и другие, вместе обозначаемые в народе как "yuyos". Добавим сюда дуэт "универсальных ценностей" - гуампу и термос, и увидим, как в жаркие летние деньки многие аргентинцы становятся "немножочко парагвайцами".

Но еще большее своеобразие у этой традиции можно заметить в среде аргентинской молодежи. Соки, вместе с "живыми" фруктовыми добавками(апельсинами, лимонами, мандаринами и пр.), набором yuyos, льдом, большой компанией и хорошим настроением, многим молодым аргентинцам дают повод считать терере роднее горячего мате амарго. В провинции Кордоба и более всего столице культ терере прочно вошел в городскую культуру. В том числе этому поспособствовало присутствие в местном университете, большого количества парагвайских студентов. Художественные пленэры и музыкальные встречи за гуампой и термосом, с терере и во славу его, совсем не редкость в культурной жизни города и провинции. По своему уникальной можно признать и компанию в рамках борьбы за здоровый образ жизни. No a las gaseosas, Sí al Tereré - Газировкам нет! Терере - Да! В конечном счете этот девиз и мероприятия, призванные отвратить детей от сладких газировок, в том числе и за счет пропагандистского пиар-эффекта, хорошо способствуют общей популяризации мате-культуры.

Производители так же не стоят в стороне от новых тенденций. Еще относительно недавно процент марочных терере-разновидностей йербы был мизерным, в общей доле выпускаемой йербы. Однако теперь каждая уважающая себя компания имеет в своем портфеле терере-вариант для аргентинских поклонников холодного йерба мате. Более того, так например в развернутом Productores De Yerba Mate De Santo Pipo Sociedad Cooperativa Limitada рекламном туре по северо-востоку Аргентины, известной модели Ингрид Грудке, главную роль играет именно пропаганда терере от Pipore.

И было бы странно, если бы на ниве демонстрации любви к напитку не отметились местные трубадуры. Трек Terere чакского исполнителя из столицы провинции Ресистенсии, Seba Ibarra, прочно вошел в список местной "классики".

Бразилия:

Бразильский терере популярен от "ковбойского" Риу-Гранди-Ду-Сул до "южного" Мату-Гроссу, и все же особенно он почитаем и своеобразен именно в лесном, "припарагвайском" штате. Совсем не случайно что бразильский Понта Пора граничащий с Педро Хуан Кабальеро считается национальной столицей терере, а заодно и нерушимым символом бразильско-парагвайской дружбы. Местный Музей Терере официально признан культурным достоянием штата.

Потомки индейцев(кадиувеу,намбиквара, бороро и тупи-кавахиб), проживавающие на протяжении многих веков в этом регионе, как никто другой являлись и являются "разносчиками" йерба-культов. Памятные экспедции великого французского антрополога Клода Леви-Стросса в Мату-Гроссу и написанные по их следам труды «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и особенно «Печальные тропики», очень ярко описывают не только социальный уклад этих народностей, но и показывают насколько прочно в их жизни укоренился йерба мате:
«Два раза в день – утром, в половине двенадцатого, и в семь часов вечера – все собирались под перголой (крытой галереей), окружающей жилой дом, на ритуал шимаррау, питья матэ через соломинку. Матэ – это дерево того же семейства, что и наша ива. Его ветви слегка обожженные дымом подземного очага, перемалываются в грубый порошок цвета резеды, который можно долго хранить в бочонках. Я имею в виду настоящее матэ, поскольку то, что продается в Европе под этой этикеткой, чаще всего претерпевает на своем пути столько изменений, что утрачивает всякое сходство с оригиналом.
Существует несколько способов питья матэ. Во время экспедиции, обессиленные и нетерпеливо жаждущие немедленно восстановить силы, мы удовлетворялись тем, что бросали горсть порошка в воду и, доведя до кипения, тут же снимали напиток с огня, что очень важно, поскольку иначе матэ теряет свой вкус.
В этом случае напиток называется cha de mate, матэ, заваренное наоборот; он темнозеленого цвета и почти маслянистый, как крепкий кофе. Когда нет времени, можно ограничиться terere: горсть порошка залить холодной водой. Чтобы избежать горечи, можно также приготовить mate dolce, как это делают прелестные парагвайские женщины; в этом случае следует посыпать порошок сахаром, помешивая на большом огне, залить эту смесь водой и процедить. Однако я не знаю любителя матэ, который не предпочел бы всему остальному шимарран, каковой и употреблялся на фазенде; это был одновременно и общественный ритуал, и индивидуальный порок. Все усаживаются вокруг маленькой девочки, china, которая приносит горелку, чайник и cuia, сосуд из тыквы-горлянки с носиком, украшенным серебром, или – как в некоторых районах – рог зебу, фигурно вырезанный пеоном. Сосуд на три четверти наполнен порошком, который девочка медленно пропитывает горячей водой: когда смесь превращается в кашицу, в ней делается углубление трубочкой из серебра, внизу оканчивающейся утолщением с дырочками; углубление делается очень осторожно, чтобы утолщение на трубочке опустилось как можно глубже, но одновременно чтобы между ним и кашицеобразной массой оставался какой-то зазор, где будет образовываться настой.
Теперь шимарран уже готов, остается лишь еще раз насытить его водой и подать хозяину дома; тот потягивает его два или три раза и возвращает сосуд; то же проделывают все по очереди, сначала мужчины, а потом женщины, если они принимают в этом участие. Вся процедура повторяется по кругу, пока сосуд не опустеет.
Первые глотки имеют замечательный вкус (во всяком случае, для посвященного, поскольку новичок может обжечься), он складывается из соприкосновения с горячим серебряным ободком сосуда и бурлящей водой, покрытой живительной пеной, горькой и собравшей в нескольких капельках весь аромат леса. В матэ содержится алкалоид, как в кофе, чае и шоколаде, но ровно в таком количестве, что он успокаивает и бодрит. После нескольких кругов матэ становится безвкусным, но осторожное помешивание трубочкой позволяет поднять со дна осадок и продлить удовольствие небольшой порцией горечи».

Природное и этническое разнообразие этого района привнесло свои тонкости в ритуал терере. Местные гаучо - это Кампейру(очень часто из индейцев). Их работа - перегон скота из одной части штата в другую. Специфика же заключается в том, что Мату-Гроссу-Ду-Сул - это не равнина, а леса и реки. Встреча нескольких погонщиков на привале в сельве - это почти всегда, возможность образовать Roda de Tererê.

На одном из популярных гео-каналах, в передаче посвященной кампейру, было показано подобное теререпитие на берегу лесной речки. Воду брали...прямо из нее и что любопытно, допускались до гуампы только взрослые кампейру... Собственно совсем не удивительно, что Roda de Tererê является не только пастушьим ритуалом, но привычной региональной традицией. Внешне она проста: друзья, знакомые, родственники, и еще какая угодно группа людей, садятся в круг, формальным центром которого является большой термос с холодной водой и гуампа с йербой. Но, как и в любой другой "традиционной схеме", так или иначе связанной с йерба мате, этот формальный центр, всегда больше, чем просто условие для употребления...

Еще и поэтому строго соблюдаются правила "вождения" в этом кругу, где есть обязательный тереренсе, подливающий всем воду, а гуампа "ходит" только против часовой стрелке. 

По аналогии с "горячим" аргентинским йерба мате у терере из Мату-Гросу-Ду-Сул, тоже есть Десять Заповедей:

1. Не плюй в терере!
2. Не трогай бомбу(бомбилью)!
3. Никогда не добавляй сахар в терере!
4. Боже упаси, сказать, что терере - это не гигиенично!
5. Не оставляй терере даже наполовину!
6. Не стыдись звука последнего глотка!
7. Никогда не называйте тыкву гуампой!
8. Никогда не меняйте порядок передачи гуампы!
9. Не задерживайте круг!
10. Пейте Терере каждый день!

Парагвай:

Народный вариант создания Tereré гласит, что этот способ употребления йерба мате появился во время так называемой войны Чако 1932-1935, между Парагваем и Боливией, среди парагвайских солдат. По одной из версий они придумали холодный - Tereré из-за невозможности пить горячую йербу во время зноя, на своих и так полыхающих позициях. А по другой, из-за боязни разжигать костры, дабы не демаскировать себя перед противником. Считается, что именно после возвращения домой ветеранов этого конфликта, Tereré начал набирать популярность во всем Парагвае и дальше, со временем на континенте. Хотя среди исследователей и любителей йерба мате из Аргентины и Бразилии, есть аргументированное мнение о гораздо более ранних сроках начала этой традиции - среди индейцев гуарани. В любом случае, сам термин "Terere´" - это звукоподражание звуку последнего глотка из гуампы.

Интересно, что являясь носителем довольно общей и консолидированной "парагвайской" традиции употребления, в церемонии Tereré, есть и весьма любопытные, региональные "фишки". Например - это так называемый  "Русский Tereré", пользующийся большой популярностью в южной части Парагвая(район Итапуа). Придуман он прибывшими туда русскими(в контексте этого упоминается, прежде всего, некто капитан Блинов) воевавшими на стороне парагвайцев в войне Чако. В "оригинальной" рецептуре которого, вместо воды значится апельсиновый сок и местные травы(мята, хвощ, буррито, кока, полео). Между тем обычный, "водный" способ именуется "Мейсон terere". 

Своеобразным подтверждением "русского" следа в истории терере, так же могут служить многочисленые упоминания традиции йерба мате, в известном "памятнике" иммигрантской литературы, повести князя Карачеева-Карачевского "Парагвайская надежда":

"Парагваец извлек из сумки небольшую, выдолбленную внутри и полированную снаружи тыквочку, из полотняного мешочка насыпал в нее чего-то похожего на махорку или на мелко искрошенное сено, долил колодезной водой, вставил внутрь металлическую трубочку с сетчатым наконечником и протянул это приспособление генералу."

Разумеется, что все это, начиная с версий создания, географией "настоящего" Tereré и заканчивая различиями в приготовлении, носит нынче весьма и весьма условный характер. Надо полагать, что вслед за Главным Создателем - Тупой, основным фактором появления этой разновидности йерб мате стала все-таки обычная для этих мест, тропическая жара. Вряд ли житель севера Аргентины или аргентинского Чако, откажет себе в удовольствии испить в летний зной, холодного мате. Так же и житель бразилького юга или юго-запада, в это самое время, подумает-подумает, да пожалуй и оставит Классический горячий Шимаррау до "зимних деньков". Но сегодня совершенно очевидно: одним из самых главных факторов своей национальной идентичности Tereré сделали именно парагвайцы. Известные на континете особенного рода "флегматичностью" - парагвайской транкиллой, сегодняшние гуарани в "лице" Tereré нашли решающее дополнение своему всегдашнему релаксу и позитиву.
Необходимые условия которых, широко теперь известны:

- гуампа(из рога, копыта, дерева, пластика, металла - не суть) или тыква(чаще поронго)
 - специальный термос
 - йерба(обычная или с травяными добавками), набор свежих душистых травок  - yuyos  
  - лед, вода или сок

Дмитрий Киселев / Mateman.Ru / Ecomate.Ru

реклама


Главная вверх